Ганс Пфи́цнер (нем. Hans Pfitzner; 5 мая 1869 года, Москва — 22 мая 1949 года,Зальцбург) — немецкий композитор, дирижёр и публицист.
Сын скрипача из оркестра Большого театра (Москва). В 1872 семья переехала во Франкфурт. Первую песню написал в 1884 году. Учился у И. Кнорра и Г. Римана. С 1892 года преподавал музыку, с 1908 года — директор Консерватории в Страсбурге, в 1910—26 годах — директор Муниципальной оперы в Страсбурге. В 1920—29 годах преподавал композицию в Берлинской академии искусств, в 1929—34 годах — в Академии музыки в Мюнхене. В 1934 награждён медалью Гёте. В 1944 переехал в Вену, где скончался. Среди учеников Пфицнера — выдающиеся дирижёры и композиторы, в том числе О.Клемперер, К.Орф, Ш.Мюнш.
В своих музыкальных сочинениях Пфицнер развивал эстетику позднего романтизма. Известность ему принесла опера «Палестрина» (пост. 1917, Мюнхен; на собственное либретто), написанная в традициях Р. Вагнера. Среди известных сочинений Пфицнера в других жанрах кантата «О немецкой душе» (1921, на стихи Й. Эйхендорфа), фортепианный концерт Es-dur (1922), скрипичный концерт h-moll (1923), струнный квартет cis-moll (1925).
В публицистике проявлял себя как убеждённый консерватор и националист. В книге «Новая эстетика музыкальной импотенции» (1920) выступал против нивелирования национального своеобразия как тенденции, присущей авангардной музыке, против «обобщённой мелодии, которая принадлежит всем и никому». Слово «интернационализм» для Пфицнера было бранным («американско-интернациональная вульгарщина»). Причиной расцвета «музыкальной импотенции», антинационального, «коммунистического» движения в искусстве в целом, по мнению Пфицнера, был «международно-еврейский дух» (judisch-internationaler Geist). «Антинемецкое» для Пфицнера было синонимом «атональности, интернационализма, американизма, немецкого пацифизма. Оно угрожает нашему существованию, со всех сторон штурмует нашу культуру, а с ней и европейскую [культуру в целом]».
Среди записей в качестве дирижёра выделяются симфонии Людвига ван Бетховена.
Музыкальные сочинения
опера «Бедный Генрих» (1895, Майнц)
опера «Роза из сада любви» (1901, Эльберфельд)
опера «Палестрина» (1917, Мюнхен), авторское обозначение — «музыкальная легенда»
Концерт для фортепиано с оркестром ми бемоль мажор, Op. 31 (закончен в 1922 году).
Кантата "О немецкой душе", op. 28 (1921)
Хоровая фантазия "Тёмное царство", op. 38 (1929)
Сын скрипача из оркестра Большого театра (Москва). В 1872 семья переехала во Франкфурт. Первую песню написал в 1884 году. Учился у И. Кнорра и Г. Римана. С 1892 года преподавал музыку, с 1908 года — директор Консерватории в Страсбурге, в 1910—26 годах — директор Муниципальной оперы в Страсбурге. В 1920—29 годах преподавал композицию в Берлинской академии искусств, в 1929—34 годах — в Академии музыки в Мюнхене. В 1934 награждён медалью Гёте. В 1944 переехал в Вену, где скончался. Среди учеников Пфицнера — выдающиеся дирижёры и композиторы, в том числе О.Клемперер, К.Орф, Ш.Мюнш.
В своих музыкальных сочинениях Пфицнер развивал эстетику позднего романтизма. Известность ему принесла опера «Палестрина» (пост. 1917, Мюнхен; на собственное либретто), написанная в традициях Р. Вагнера. Среди известных сочинений Пфицнера в других жанрах кантата «О немецкой душе» (1921, на стихи Й. Эйхендорфа), фортепианный концерт Es-dur (1922), скрипичный концерт h-moll (1923), струнный квартет cis-moll (1925).
В публицистике проявлял себя как убеждённый консерватор и националист. В книге «Новая эстетика музыкальной импотенции» (1920) выступал против нивелирования национального своеобразия как тенденции, присущей авангардной музыке, против «обобщённой мелодии, которая принадлежит всем и никому». Слово «интернационализм» для Пфицнера было бранным («американско-интернациональная вульгарщина»). Причиной расцвета «музыкальной импотенции», антинационального, «коммунистического» движения в искусстве в целом, по мнению Пфицнера, был «международно-еврейский дух» (judisch-internationaler Geist). «Антинемецкое» для Пфицнера было синонимом «атональности, интернационализма, американизма, немецкого пацифизма. Оно угрожает нашему существованию, со всех сторон штурмует нашу культуру, а с ней и европейскую [культуру в целом]».
Среди записей в качестве дирижёра выделяются симфонии Людвига ван Бетховена.
Музыкальные сочинения
опера «Бедный Генрих» (1895, Майнц)
опера «Роза из сада любви» (1901, Эльберфельд)
опера «Палестрина» (1917, Мюнхен), авторское обозначение — «музыкальная легенда»
Концерт для фортепиано с оркестром ми бемоль мажор, Op. 31 (закончен в 1922 году).
Кантата "О немецкой душе", op. 28 (1921)
Хоровая фантазия "Тёмное царство", op. 38 (1929)
Комментариев нет:
Отправить комментарий