вторник, 12 марта 2019 г.

Какие родители нужны своим детям

Ребёнку нужны родители, которые верят в свои силы, а не те, кто прочитал все книги о воспитании


Современным родителям трудно выбрать, как воспитывать детей правильно

В последние годы наше представление о детях усложнилось — мы стали больше о них знать. Появилась тенденция к так называемому «интенсивному родительству»: воспитание стало, по сути, работой, к которой нужно быть хорошо подготовленным, читать литературу о воспитании, здоровье и образование.

Профессиональные родители уверены, что всё, что происходит с ребёнком в первые три года жизни, оказывает на него влияние. Даже малозначительные фразы, которые слышит ребёнок: одно лишнее слово или действие — и он получит травму. Из-за этого иногда возникают трудности в общении с родственниками, которые придерживаются других правил воспитания.

Сложно сказать, выросло ли поколение людей, которые стали профессиональными родителями, или причина в том, что постепенно распространяется мнение, что в воспитании детей нужно опираться на научные знания. Может быть, сегодня у нас больше ресурсов или свободного времени, чем у наших родителей, поэтому мы можем уделить его изучению воспитательных методик.

Мы в целом стали более осмысленно подходить ко многим вещам, которые касаются повседневной жизни. Каждое мелкое решение сегодня становится предметом выбора

Одновременно на родителей обрушивается такое количество информации, что первое время после рождения детей они просто растеряны. Методы воспитания их родителей кажутся устаревшими и неправильными, а как делать правильно, не очень понятно.

Главное, чем должен обладать современный родитель — это самоэффективность. Ребёнку нужны родители, которые знают, что преодолеют все трудности, даже если сейчас у них нет для этого знаний и навыков, а не те, которые прочитали все книги о воспитании. Малоэффективным родителям, как бы много они не знали о детях, многие проблемы не по плечу именно по этой причине — они не верят в свои силы.

Когда мама или папа своё внимание уделяют ребёнку и реальности, которая его окружает, а не своим представлениям, каким должен быть хороший родитель и каким должно быть будущее его детей, они успокаиваются и легче преодолевают трудности.

Папы стали больше участвовать в воспитании детей

В Центре исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ мы провели исследование среди родителей, чтобы выяснить, чего они не знают о своём ребёнке и чему их можно было бы научить. В нашу выборку вошли родители из крупных городов. Представить картину, справедливую для всей страны, по ней довольно сложно, но в России в принципе пока мало исследований о детстве.

Мы предложили родителям сформулировать вопросы, что они хотели бы знать о воспитании. Те, кто воспитывает маленьких детей, интересовались совершенно разными аспектами жизни ребёнка. Мы даже считали длину ответов на это задание, и оказывалось, что родители детей до двух лет писали больше, чем у остальных.

Следующий всплеск приходится на годы, когда ребёнок начинает ходить в детский сад. Четыре-пять лет — это «возраст спокойствия», когда родители уже более-менее понимают, как обращаться с ребёнком, а школа кажется ещё не такой близкой.

Родителей семилетних детей интересует, как правильно общаться со сверстниками и учителями, как не убить в ребёнке креативность и самостоятельность, а ещё — как сделать так, чтобы ребёнок не ленился учиться и делать домашнее задание.

Порядка 40% опрошенных всё ещё выбирают в качестве авторитета в вопросах воспитания своих родителей. На фоне популярности научно-популярных источников мы ожидали увидеть другие результаты, хотя мы не можем подсчитать, насколько они следуют советам старших.

В целом мы видим, что растёт вовлечённость отцов в воспитание детей, хотя многие папы указывали, что считают мать ребёнка более авторитетной в этом вопросе. Яркого различия в том, какие вопросы воспитания волнуют мам, а какие — пап, мы не заметили.

Мы знаем о буллинге и поколении Z больше мифов, чем правды

Недавно мы начали изучать стереотипы и мифы о поколении Z. Например, что оно может удерживать внимание на одном предмете пять секунд — меньше, чем золотая рыбка. Такого исследования, на которое все ссылаются, на самом деле даже не существует. На концентрацию внимания может влиять множество факторов, в том числе гормональные перестройки в подростковом организме.

Другой миф, что поколение Z — это гедонисты. Если углубиться в статистику, то окажется, что доля тех, кто регулярно употребляет в этом возрасте алкоголь и наркотики, снижается, как и падает число абортов, подобного гедонизма мы не наблюдаем.

Нам сложно даже точно сказать, что можно назвать поколением. Мы предполагаем, что люди одного поколения похожи друг на друга, но почему? Скорее всего, одно поколение может быть крайне неоднородным внутри, и люди одного социального класса, между которыми двадцать лет разницы, похожи друг на друга больше, чем люди одного возраста, но из разной среды.

В Центре исследований современного детства мы занимаемся подобными проблемами, которые иногда даже считают выдуманными. Таких исследований в России раньше никогда не было, хотя проблема существует давно, и глупо говорить, что её придумали СМИ.

В Лаборатории асоциального поведения изучают буллинг в школах. Взять, например, кибербуллинг — его очень трудно распознать. Недавно мы проанализировали огромную выборку из открытых постов в социальной сети и не нашли в них никаких следов агрессии, потому что она скрыта — в закрытых постах, в частных сообщениях, к которым у исследователей нет доступа, или в самом факте изоляции определённого пользователя от группы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий