четверг, 30 ноября 2017 г.

Композитор, исполнитель, слушатель

Основные виды музыкальной деятельности теснейшим образом взаимосвязаны — вплоть до взаимопроникновения. В самом деле, для того, чтобы музыка была воспринята, она должна прозвучать, должна быть исполнена (хотя бы мысленно), не говоря уже о том, что она кем-то должна быть придумана, сочинена, пусть даже и тем же самым человеком, который ее исполняет и воспринимает. Таким образом, имеет место взаимодополняемость сочинения, исполнения и восприятия («слушания»), где каждый вид деятельности предполагает непременное наличие двух других, а субъектов деятельности связывают двусторонние отношения: композитор сочиняет музыку, обязательно представляя себе как реальное ее исполнение, так и возможный отклик аудитории; слушатель воспринимает исполняемое, а через него и сочиненное; исполнитель, занимая промежуточное место, по отношению к композитору выступает сначала как слушатель, затем как бы присваивает себе полученное от композитора и «от его имени» представляет музыку слушателю.






Особенность ситуации состоит в том, что ни один из участников «музыкального процесса» не выступает в качестве носителя только своей функции. И дело не в том, что композитор может быть исполнителем своей музыки, а в числе слушателей могут быть и исполнители. Дело в том, что композитор обязательно — пусть лишь в воображении — исполняет сочиненное и при этом является первым его слушателем; исполнитель столь же обязательно должен услышать сочинение (опять-таки пусть только внутренним слухом) и освоить его настолько, чтобы оно стало как бы им самим сочиненное, то есть чтобы он стал «исполняющим обязанности композитора»; наконец, и слушатель лишь тогда слушатель, когда он «соисполнитель» и «соавтор», когда он вместе с исполнителем идет тем путем, который определен для них обоих композитором. Таким образом, предыдущую схему можно уточнить.

Схема отражает соотношение основных видов музыкальной деятельности, но в ней не отражен предмет этой деятельности: что сочиняет композитор, поет или играет исполнитель, воспринимает слушатель?
Предмет этот — музыкальное произведение.

В далеком прошлом, когда синкретическая художественная деятельность была слита с жизненными процессами, результаты этой деятельности не имели собственных границ, собственной структуры. Лишь в античной классике с развитием искусства трагедии и лирики возникают вокальные произведения, отграниченные от иных событий и процессов человеческой жизни. С этого момента можно говорить обоформлении самого понятия «музыкальное произведение».

От первых композиторских предположений до слушательского восприятия произведение проходит долгий путь, на котором можно (условно) выделить четыре важных этапа.
1. Сложившийся у композитора вариант замысла уже есть продукт творческой работы и представляет собой первую стадию развития музыкального произведения.
2.  Замысел фиксируется в виде нотного текста или в каком- либо ином виде, но так, чтобы дать исполнителю достаточно определенное задание.
3.  На основании фиксированного текста исполнитель поет или играет, создавая звучащий вариант произведения.
4.  Слушатель, обладающий определенным вкусом и подготовкой, в определенных внешних условиях и в определенном душевном состоянии воспринимает исполняемое и формирует свое представление о произведении.

И на первом, и на двух последних этапах произведение вариантное замысел может меняться в процессе творчества, и исполнительские трактовки различаются не только у разных исполнителей, но даже у одного — от исполнения к исполнению; наконец, еще более различаются слушательские представления даже от конкретного единичного исполнения, не говоря уж о разных. И только написанный текст — неизменен. Этим и объясняется, что, как правило, музыкальным произведением называют его письменно зафиксированный текст и именно анализ этого текста называют анализом музыкального произведения.

У всех трех субъектов музыкальной деятельности — композитора, исполнителя и слушателя — возникают специфические (и притом двусторонние) отношения с музыкальным произведением.
Композитор творит произведение, но на каждом шагу творчества уже готовая часть произведения как бы сообщает композитору о том, насколько результат его труда соответствует намерениям; идет своеобразный «диалог» творца и его творения — идет и на этапе разработки замысла, и при записи произведения (вспомним о записных книжках Бетховена).
Текст произведения провоцирует исполнителя на создание его «звуковой версии», и теперь «диалог» ведется как между нотной (или иной) записью и исполнителем, так и между ним и той звуковой формой, в которой он эту запись реализует. Вслушиваясь в то, что звучит, и сверяясь с тем, что написано, исполнитель творит с в ой вариант исполнения.
Восприятие слушателя — тоже двусторонний процесс. На основе своего опыта слушатель постоянно прогнозирует музыкальные «события», а реально звучащая музыка то подтверждает, то «обманывает» его прогноз. Произведение отвечает на запросы слушателя и воздействует на него непредвиденным образом; а слушатель воспринимает, оценивает, способствует оформлению общественного мнения и о произведении (в том виде, как оно прозвучало и как оно могло бы прозвучать), и об исполнителе, и о композиторе.



(с)http://redreferat.ru/Kompozitor-ispolnitel_-slushatel_-art741.html

#учителям

Комментариев нет:

Отправить комментарий