среда, 22 ноября 2017 г.

Интонация в музыке

Сегодня прошёл открытый урок на тему "Интонация в музыке". Делюсь с вами своим конспектом.






Открытый урок по музыке во 2 классе

Тема: «Интонация в музыке»

учитель – Сергеева Ульяна Александровна

Цель:
знакомство учеников с определением «интонация».

Задачи:
1) найти и разобрать понятие «музыкальная интонация»;
2) установить связь и отличие между речевой и музыкальной интонацией;
3) формировать образное восприятие, самостоятельность мышления;
4) развивать через песенный материал вокально-хоровые навыки выразительного исполнения;
5) вырабатывать через музыкальные, литературные и художественные произведения чувства дружбы, доброжелательность и сочувствие.

Материалы для урока:
1) учебники;
2) иллюстрации;
3) ноутбук;
4) проектор;
5) синтезатор;
6) портреты композиторов.

Методы:
1) наглядный;
2) словесный;
3) практический.


Музыкальный репертуар:
1.                Г. Гладков «Песня о волшебниках»;
2.                С. Прокофьев, А. Барто «Болтунья»;
3.                Г. Сапгир «Кисточка»;
4.                В. Алеев, сл. неизвест. автора из детского спектакля «Чиполлино» Песня Графа Вишенки;
5.                В. Шаинский, М. Пляцковский «Мир похож на цветной луг».

Домашнее задание (по выбору учащихся):
1.                Придумать изображения к музыкальным интонациям по теме урока.
2.                Найти стихотворение и к нему мелодию, выяснить, с какой интонацией его нужно читать/исполнять.


Ход урока:

I. Организационный момент (1-2 минуты):
Музыкальное приветствие. Вход под музыку «Песня о волшебниках».

II. Проверка знаний (домашнее задание) (3 минуты):
1.                Мелодия (определение, виды).
2.                Средства музыкальной выразительности (перечислить по цепочке).

III. Целеполагание (3 минуты):
1.                Определение темы урока:
Учитель. Ребята, мы продолжаем разговаривать о том, почему музыка заставляет нас радоваться, грустить, удивляться, восхищаться.
Прежде чем мы определим тему урока, давайте поделимся, какое настроение у вас создалось, когда вы входили в класс под звучание уже знакомой песни?
Ученики отвечают (веселое, радостное, праздничное, энергичное).
Учитель. А как вы определили характер, настроение музыки, что вам помогло?
Ученики отвечают (быстрый темп, ритмичность, слова)
Учитель. Правильно. А тема нашего сегодняшнего урока «Интонация в музыке».

2.                Постановка цели урока (познакомить учащихся с понятием «интонация»);
3.                Выявление задач:
1) с чем познакомиться? (с новым определением);
2) как будем знакомиться, чем пользоваться? (развивать через песенный материал вокально-хоровые навыки выразительного исполнения), (через музыкальные, литературные и художественные произведения);
3) что узнать? (о разновидностях…);
4) что выявить? (связь музыки, литературы и изобразительной деятельности);
5) чему надо научиться? (определять интонации).

Учитель. Ребята, вам интересно, важную ли роль играет интонация?

4. Проблема:
 зависят ли от количества персонажей в музыкальном произведении музыкальные интонации?

IV. Объяснение новой темы (10-15 минут):
1.                Выявление определения «интонация» (5-7 минут):
Учитель. Прежде чем мы это сделаем, я расскажу вам случай из жизни обычного школьника.
Представьте себе, что вы приходите домой, бросаете портфель в один угол, одежду – в другой. Начинаете играть с игрушками, бросаете и их. Неожиданно приходит с работы мама. Она останавливается в дверях и, глядя на всё это безобразие, говорит: “Так, мне это нравится!”. Однако вам, несмотря на слова мамы, сразу становится понятно, что всё это ей совсем не нравится. Как же вы догадались, что маме не нравится созданный вами беспорядок?
Ученики. У нее голос строгий.
Учитель. Да, весь секрет строгого голоса мамы – в интонации. Слово “интонация” в переводе с латинского языка означает “громко произношу”. Слово называет что-либо, интонация заставляет почувствовать это. Иногда одни и те же слова, произнесённые с разной интонацией, полностью меняют смысл сказанного. Например, сейчас я с разной интонацией произнесу фразу: “Какой он музыкант”, - а вы по интонации определите, что означает эта фраза.
- Какой он музыкант? 
Ученики. Вы спросили.
Учитель. Верно. Я хочу узнать хороший ли музыкант этот мальчик. Ведь он пока ещё только начинает учиться игре на музыкальном инструменте.
- Какой он музыкант! 
Ученики. Это восклицательное предложение.
Учитель. Правильно. Мы восхищаемся игрой этого музыканта.
- Какой он музыкант?! (Учитель произносит эти слова с презрением. Показываем изображение гитариста, который барабанит по дну гитары.) 
Ученики. Так говорят о плохом музыканте.
Учитель. Да. В такой интонации можно услышать негодование, и даже презрение: “Какой он музыкант, ведь он не знает нот и не умеет играть”. Итак, какие знаки препинания мы поставим после первого, второго и третьего предложения?
Ученики. После первого – вопросительный знак, после второго – восклицательный, а после третьего – ...?
Ученики. Вопросительный вместе с восклицательным, потому что в свой вопрос мы вкладываем сильное чувство негодования. А сейчас попробуйте сами с разной интонацией произнести предложение “Солнышко встало”. Сначала вы просто сообщаете нам об этом.
Ученики. (Произносят предложение, понижая интонацию в конце.)
Учитель. Хорошо. А теперь произнесите это предложение с вопросительной интонацией.
Ученики. (Произносят предложение, повышая интонацию в конце.)
Учитель. Молодцы. С какой интонацией нам ещё надо произнести это предложение?
Ученики. С восклицательной.
Учитель. Да, с восхищением!
Ученики. (Произносят предложение, делая ударение на слове “солнышко”.)
Учитель. По интонации можно узнать о том:
·                     кто говорит: ребёнок, взрослый, девушка, старик);
·                     как они друг к другу относятся;
·                     о характере участников разговора;
·                     о том, как они себя чувствуют - устали или полны сил;
·                     какое у них настроение - сердятся они или печалятся;
·                     о тоне говорящего: просит он или же рассказывает о своих тайнах.

      2) Самостоятельная запись учениками определения «интонация» в тетрадь;
         Вывод: мы познакомились с понятием «интонация».

2.                Выявление разновидностей интонации (5-7 минут):

1)Выявление речевой интонации.
Чтение стихотворений.
Первое читает учитель стихотворение без интонации, монотонно;
Второе – выразительно, с интонацией:

Бродит Дрема возле дома,
Ходит Сон по сеням,
И пытает Сон у Дремы:
«Где тут люлечка висит?
Где тут деточка лежит?
Я пойду их укладать,
Буду глазки закрывать».

«Осень наступила, высохли цветы,
И глядят уныло голые кусты.
Вянет и желтеет травка на лугах,
Только зеленеет озимь на полях».

Учитель. В чём разница?
Ученики. Первое было неинтересно было слушать, невыразительно прочитали, без знаков препинания, второе прочитали выразительно, с интонацией, делая логические ударения.

Вывод: чтобы речь в литературе была выразительной, её нужно читать красиво, с интонацией.

2) Выявление музыкальной интонации.

Учитель. Сейчас мы сами при помощи интонации создадим весёлое настроение, исполнив песню С. Халаимова “Кисточка”. Обратите внимание на слова Львёнка: “Наверно, я художник. Конечно, я художник!”. Какие интонации вы здесь слышите?
Ученики. Львёнок как будто хвастается. (исполняют песню)

Вывод: выразительная речь похожа на музыку, а музыкальная интонация стремится быть похожей на выразительную речь человека, чтобы быть понятной и без слов.
Мы познакомились с разновидностями интонации: речевой и музыкальной, выявили сходства и отличия.

V. Закрепление (20-22 минуты):
1) Выявление музыкальных интонаций через образ «Болтунья» (5 минут):
- Может ли музыка нарисовать портрет?

Анализ прослушанного музыкального произведения: С. Прокофьев, А. Барто «Болтунья».
Учитель. Русский композитор Сергей Сергеевич Прокофьев написал музыку на стихи Агнии Барто “Болтунья”. Послушаем это произведение и ответим на вопрос, какие интонации создают образ Болтуньи.
Ученики. Эта девочка быстро и непонятно говорит. Она часто повторяет одно и то же.
Учитель. Да. В словах девочки Лиды много путаницы: Япония – пони, китайский мандарин – китайский апельсин, стратостат – старосты летят. За своей спешкой, суетой и болтливостью Лида теряет смысл того, что ей говорят учителя. А какие интонации создают образ девочки Лиды?
Ученики. Быстрые, болтливые.
Учитель. А когда она говорит о Вовке?
Ученики. Тогда медленные. Как будто Лида хочет сказать ему, что она совсем не болтунья.
Учитель. Молодцы! Слушая произведение С. Прокофьева “Болтунья”, мы наблюдали за тем, как с помощью болтливых, суетливых интонаций композитор Прокофьев создаёт образ девочки Лиды, которая записалась во все кружки и которая постоянно куда-то торопится.

- Какой была музыкальная интонация? (суетливая, болтливая, озорная, забавная, игривая и т.д.)
- Похожа музыкальная интонация на ваше музыкальное описание?
- Какую связь можно выявить между музыкой, литературой и ИЗО?

2) Выявление музыкальных интонаций через образ «Графа Вишенки» из детского спектакля «Чиполлино»  (5 минут):
- определите, какая, по-вашему, здесь будет музыкальная интонация?
- покажите голосом мелодию, рукой;
- представьте, что парта – это фортепиано. Покажите пальчиками, как «Граф Вишенка» будет двигаться;
- сравним ваши предположения с музыкальным произведением.

3. Слушание и анализ музыкального произведения:
В. Алеев, сл. неизвест. автора из детского спектакля «Чиполлино» Песня Графа Вишенки:
- какой была музыкальная интонация? (жалобная, печальная, горестная, плачевная, тоскливая и т.д.)
- похожа музыкальная интонация на ваше музыкальное описание?
- какую связь можно выявить между музыкой, литературой и ИЗО?

Учитель. Молодцы! Вы как настоящие композиторы нашли точные интонации и смогли выразить характер персонажей.
Вывод: мы познакомились с двумя музыкальными произведениями и двумя персонажами: «Болтунья» и «Граф Вишенка».
Можно ли сказать, что, сколько в музыкальном произведении персонажей, столько и музыкальных интонаций? (Да).
Мы выявили тесную связь между музыкой, литературой и изобразительной деятельностью.


Эмоциональная физкультминутка:
Учитель. А теперь мы снова послушаем музыку и своими движениями покажем Болтушку и Графа Вишенку.

4) Пение по группам: девочки, мальчики, хором (5 минут).
- С каким из персонажей: (Болтуньей или Графом Вишенкой) вы бы хотели подружиться?
- Почему?
- Смогли бы вы им помочь изменить свой характер?
- Плохо им без друзей. Давайте споём им песню о дружбе В. Шаинского «Мир похож на цветной луг».

         - Молодцы, ваша добрая интонация помогла бы нашим персонажам подружиться.


VI. Оценки (2-3 минуты):
- мальчики девочкам за лучшее исполнение;
- девочки мальчикам за лучшее исполнение;
- самооценка.
Домашнее задание (по выбору учащихся):
3.                Нарисовать рисунок к музыкальным интонациям по теме урока.
4.                Подобрать стихотворение и к нему мелодию, определить интонацию.


VII. Подведение итогов урока (1-2 минуты):
- Что мы сегодня на уроке узнали, с чем познакомились?

         Вывод:
- сегодня на уроке мы познакомились с понятием «интонация»;
- выявили разновидности интонации;
- узнали сходства и отличия речевой и музыкальной интонации;
- выявили тесную связь между музыкой, литературой и изобразительной деятельностью;
- узнали, что, сколько в музыкальном произведении персонажей, столько и музыкальных интонаций;
- мы научились определять музыкальные интонации.
        
- Проблема нами на уроке раскрыта, задачи решены, цель достигнута.

         - Урок окончен.

#учителям #открытый урок #интонация

Комментариев нет:

Отправить комментарий