суббота, 2 декабря 2017 г.

Содержание музыкального произведения

Уважаемые коллеги, давайте сегодня поговорим о содержании музыкального произведния. Я считаю, что это одна из важных музыкальных тем.

Одно из принципиальных положений русского классического музыкознания (В. Ф. Одоевский, А. Н. Серов, В. В. Стасов) заклю­чается в утверждении содержательности, осмысленности музыки. Эту позицию унаследовала, упрочивает и развивает современная отечественная музыкальная наука. В самом деле, различные музы­кальные произведения звучат в различных жизненных ситуациях, но именно содержание (и, разумеется, соответственная ему худо­жественная форма) определяет возможность и целесообразность звучания торжественного марша — на параде, симфонии — в филар­моническом концерте, колыбельной песни — у постели ребенка.



Содержание музыки можно определить как отражение тех или иных сторон действительности, в том числе и внутреннего мира человека, в сознании композитора. При этом важно четко разгра­ничивать само явление и его восприятие, его понимание творцом музыки. Одно и то же жизненное явление может быть многократно и по-разному отражено в музыке, потому что но-разному отрази­лось в сознании ее авторов. Одни и те же литературные источники становятся основой разных музыкальных произведений.

В то же время следует четко различать замысел композито­ра и реальное содержание его произведения. Во-первых, в ходе во­площения замысел нередко претерпевает заметные изменения, во-вторых, сплошь и рядом содержание произведения выходит за рамки композиторских намерений иди, напротив, не реализует их полностью.

Одно из проявлений специфичности музыкального содержания заключается в его избирательности по отношению к явлениям мира. Хотя в музыке и находят отражение картины природы и портреты людей — реальных и вымышленных, разнообразные ситуации из жизни и быта людей, тем не менее не это определяет содержание музыкального искусства. Основой содержания является отраже­ние внутреннего мира человека со всем богатством и разно­образием его состояний и чувств, его переживаний и раздумий. Это первая и главная особенность содержания музыки.

Другая особенность содержания определяется его интонацион­ной формой. Как известно, интонация — сопутствующий ком­понент естественной человеческой речи, она лишь уточняет, конк­ретизирует смысл, заключенный большей своей частью в словах. Интонация без слов сохраняет лишь самые общие свойства выс­казывания. Понятно, что искусство, основу которого составляет интонация, тем самым предполагает и выражение содержания в обобщенном, отвлеченном от деталей и подробностей виде. От­сюда, кстати, и появляется возможность разнообразных трактовок одного и того же произведения, отсюда и огромная роль исполни­телей, высокая мера их соучастия в создании музыкального образа.

Обобщенность собственно музыкального содержания объясняет, почему музыка столь охотно и часто объединяется — со словом (текст вокального или хорового произведения, программа инстру­ментального, в минимальном случае — конкретизирующее название), с движением человеческого тела (балет, пантомима; вместо живого человека может быть кукла или даже рисунок — многие мультфиль­мы идут без слов, но непременно с музыкой).

Еще одна особенность музыкального содержания: оно представляет собой преимущественно отражение тех сторон действительности, кото­рые вызывают в человеке яркий эмоциональный отклик, по­буждают к сопереживанию, активизируют духовный мир слушателя.

И не менее существенна эстетическая специфичность музы­кального содержания, то есть та его сторона, которая предполагает красоту, гармоничность и соразмерность звуковой формы, пред­определяет художественную привлекательность музыкального це­лого. Общее свойство содержания в произведении искусства — это единство в нем общежизненного и специфически эстетического, причем единство строго уравновешенное. Ослабление любой из этих сторон грозит принципиальными утратами: чрезмерный акцент на связях с реальностью чреват собственно художественными потеря­ми, отходом от искусства как самостоятельной и ничем не восполнимой принадлежности человеческой культуры («натурализм»), а усиление эстетической специфики за счет жизненных связей ведет к утрате содержательности в ее широком смысле («формализм»).

(с) http://redreferat.ru/Soderzhanie-muzikal_nogo-proizvedeniya-art743.html

#учителям

Комментариев нет:

Отправить комментарий