Музыка. Один из самых загадочных видов искусства, волшебным образом одухотворяющий весь мир. Музыка воодушевляет, снабжает душу крыльями, способствует полёту воображения. Музыка показывает человеку те возможности величия, которые есть в его душе.
Но сколько людей лишены этого вида восприятия мира.
Наличие музыкального слуха не обязательно предполагает умение слушать и слышать музыку, но я вас уверяю, что отсутствие первого – гораздо меньшая потеря, чем отсутствие второго.
Что же значит - уметь слушать музыку? Кто-то ощущает её как каскад чистых образов и эмоций, кто-то додумывает сюжеты, есть любители серьёзного музыкального анализа, есть интеллектуалы от музыки, сидящие в концертных залах с клавирами и партитурами в руках. По сути способ восприятия не важен. Важно наличие самой способности воспринимать.
Наша задача - воспитание вдумчивого слушателя, открытого для музыкальных впечатлений.
Несколько слов о начальном периоде
После рождения в первые месяцы важно, чтобы музыка вошла в жизнь ребёнка органично, стала частью вашего с ним мира, а не фоном, и не «развивающим упражнением».
Выдающийся психолог Л.С.Выготский вывел закон о "зоне ближайшего развития ребенка". Суть такова: ребенок развивает и осваивает до уровня самостоятельных занятий то, чем он перед этим занимался со взрослым.
Можно заниматься под музыку гимнастикой – это полезно во всех смыслах.
Очень хорошо танцевать под разнохарактерную музыку, держа ребёнка на руках – мы в своё время выделяли это в самостоятельный вид работы и называли «Мамин бал» .
А теперь - несколько ответов на распространённые родительские вопросы.
Стоит ли ставить музыку фоном?
До определённого периода – можно. Но важно не пропустить этап, когда наступает этап пассивного восприятия. И даже в раннем возрасте не стоит включать музыку во время еды - в будущем это помешает слушать музыку осознанно. «Музыка во время обеда – это оскорбление и для повара, и для скрипача» Г. Честертон
Сколько децибелов уже опасны для уха и слуха ребенка?
Для взрослого любой звук громче 90 децибелов при продолжительном прослушивании может привести к нарушению слуха . Для ребёнка этот порог ниже – где-то 60. Сколько это в переводе на обычные понятия? Считайте сами:
Шумы, мучительные для слуховых клеток: 150-120 децибелов (дБ) - музыка на дискотеке, выстрелы огнестрельного оружия, звуки отбойного молотка, при взлете реактивного самолета, стереосистемы в автомобиле.
Чрезвычайно громкие: 110-90 дБ - раскаты басовых барабанов, звук газонокосилки, подземки.
Очень громкие: 80-60 дБ - звонок будильника, звук интенсивного дорожного движения, пылесоса, разговора, посудомоечной машины.
Умеренные: 50-40 дБ - шум обычного дождя, приглушенный звук в тихой комнате.
Слабые: 30 дБ - шепот.
А теперь – о самом важном - как теперь музыку НЕ ФОНОМ? Как теперь привлечь внимание детей?
Нужно задействовать процесс, который обычно именуется «активизацией слухового восприятия». И начинается он, как ни парадоксально, с ТИШИНЫ.
Стоковский как-то сказал: «Художник пишет кистью по холсту, поэт – пером по бумаге, а мы, музыканты, рисуем музыкой по тишине» (за дословную точность цитаты не поручусь, но смысл верен).
А вот слова Генриха Нейгауза я помню наизусть: «Звук должен быть окутан тишиной».
И это – святая правда, основа основ воспитания грамотного слушателя.
Я сразу оговорюсь – это не значит, что нужно непременно сидя - во-первых, большая часть классических произведений когда-то была танцами (полонез, алеманда, куранта, не говоря уже о вальсе), а во-вторых, танец ,как и любое активное движение, игра, театрализация – это естественный для ребенка способ познания музыки , да и жизни в целом. Но прежде чем научиться слушать музыку, я учу детей слушать тишину.
Происходит это следующим образом: я рассказываю о волшебной невидимой стране, которая находится не за 3-9 земель, а прямо здесь . Жителей этой страны нельзя увидеть. Можно только услышать. Правит ими Её Величество Королева Тишина. Пробуем пригласить её в гости – для этого закрываем глазки, взрослый произносит6: «1,2,3,4,5 – время глазки закрывать, ну-ка, ну-ка, ну-ка,на – наступила тишина». И в тот момент, когда дети прислушиваются , кто-то,из взрослых, заранее приготовившись, льёт воду в чашку, или рвёт бумагу. Все огорчены - не получилось. Звуки определяются, "виновник" находится, на вид ему выставляется
«Пригласить тишину» получается раза с третьего. К этому моменту малыши настолько заинтригованы, что тишина получается оглушительная, звенящая. В этой тишине слышны звуки улицы, тиканье часов. Тишина обостряет все звуки.
Позже я начинаю анализировать те из них, которые пришли с тишиной – сначала бытовые, потом – музыкальные, далее – тембры инструментов, за ними - музыкальные фразы и интонации, и , наконец, - ДА.
Потом, гораздо позже, мы начинаем играть в «ассоциации»: если бы этот звук был животным, кем бы он был? А если человеком – старым или молодым, мальчиком или девочкой. Варианты бесконечны.
В результате слушание любой музыки мы начинаем с Тишины. Концентрация внимания – потрясающая. попробуйте. Процесс долгий, но результативный.
Как и когда слушать музыку в раннем, младенческом возрасте??
Можно включать музыку во время бодрствования – тихонько и ненадолго Последнее – необязательно , а вот первое – это очень серьёзное условие.
Какую музыку вы рекомендуете еще слушать в дошкольном и младшем школьном возрасте?
Любую спокойную, неагрессивную, гармоничную. Классику – тоже не всякую . Зачем, к примеру, вашему ребёнку проблемы, выплеснутые Чайковским в 6 симфонии? Хотя музыку, которая считается сложной малыши воспринимают легко – они ещё не знают, что она сложна.
Главное – качество воспроизведения музыки. В последнее время появилось много дисков с «адаптированной» синтезаторной музыкой . Слушать их однозначно вредно!
Очень полезно слушать православную церковную музыку – в числе прочего, ещё и с точки зрения элементарной физиологии. .Когда человек любого возраста слушает пение, его связки непроизвольно напрягаются так, как будто он сам поёт. "Человеческая гортань также воспринимает звуки, как и слух человека" Д.Е. Огороднов.
А главное - в церковном хоре имеются 2 очень важных фактора, влияющих на развитие слуха: 1 – а, капелла, 2- многоголосье.
Нужно ли, слушая музыку, называть произведение, создавать образы? К примеру, нужно ли слушать "Времена года", привязывая музыку к картинкам с изображением времен года или "Карнавал животных", рассказывая о тех животных и о том, что хотел сказать нам музыкой композитор? Или лучше пусть будут свои образы?
Называть произведение нужно всегда - должен же малыш создавать себе какие-то ориентиры.
В остальном же всё зависит от того, программную музыку Вы слушаете, или нет. В случае ярко заявленной программы, как в "Карнавале" - конечно, нужно следовать замыслу композитора.
Если же программы нет - значит, композитор хочет видеть в слушателе равноправного сотворца В этом случае смело дайте ребёнку «самовыразиться». И качество этого самовыражения от возраста не зависит - образный ряд малыша может оказаться лучше вашего.
Какие произведения конкретно рекомендуются для домашнего прослушивания с детьми?
Вот приблизительный список произведений европейской классики, рекомендованной к прослушиванию с первых дней жизни . Он ,конечно ,далеко не полон, но это – проверенные произведения.
1. Бах. Сюита №2. Шутка
2. Бах. Сюита №3 Ария
3. Бах. Фуга Es- moll
4. Бах. Трёхголосная инвенция g-moll
5. Боккерини Менуэт
6. Пахельбель. Канон
7. Скарлатти. Соната
8. Вивальди. Времена года. Осень. Часть 1
9. Гайдн. Концерт для трубы. Финал
10. Гайдн. Адажио
11. Моцарт. Симфония№40 Часть 1
12. Моцарт Симфония№40. Часть 3. Менуэт
13. Моцарт. Маленькая ночная серенада. Часть 1
14. Моцарт. Маленькая ночная серенада. Аллегро
15. Моцарт. Концерт № 21
16. Бетховен. Лунная соната
17. Бетховен. К Элизе
18. Шуберт. Аве, Мария
19. Шуберт. Форель
20. Шуман. Грёзы
21. Паганини. Каприс №24
22. Шопен. Вальс b-moll
23. Шопен. Ноктюрн f-moll
24. Шопен. Прелюдия Es-dur
25. Шопен. Ноктюрн E-dur
26. Лист. Грёзы любви
27. Мендельсон. Весенняя песня
28. Массне. «Таис». Интермеццо
29. Гуно. Аве, Мария
30. Сен-Санс. Лебедь
31. Сен-Санс. Рондо-капричиозо
32. Дворжак. Юмореска
33. Григ. «Пер Гюнт». Утро
34. Брамс. Вальс №15
35. Делиб. «Сильва». Пиццикато
36. Дебюсси. Прелюдия
37. Дебюсси. Сюита
38. Равель. Впечатление
39. Вила Лобос. Прелюдия для гитары
40. Хольст. «Планеты». Нептун.
41. Родриго. Адажио.
Это – только европейцы.
Ещё раз повторяю, список далеко не полон . Предлагаю дополнить его вашими наработками.
Можно ли развивать слух, слушая не классическую ,а джазовую музыку? или какую-нибудь другую?
Джаз – думаю, да. Классика, конечно, обязательна – это отшлифованная и выверенная временем базовая основа музыкального языка. Рок – вряд ли, слишком агрессивно и «децибельно» (простите ,любители).
Много написано о народном творчестве. Люди, чье мнение для важно, говорят, что это потрясающая энергетика и позитив. Неудивительно, ведь фольклор - искусство, "обкатанное" временем в той же степени, что и классика. И вообще, фольклор - это отдельная тема, шикарная и "вкусная". Я, например, будучи сориентированной по всем жанрам и временам, для себя выбрала именно фолк.
И ещё рекомендовала бы обратить внимание на старые детские песенки советского периода - они позитивны, легки, созданы лучшими мастерами жанра с учётом особенностей "целевой аудитории"
Вообще, вне зависимости от жанровой принадлежности, нужно выбирать покой, гармонию, позитив. И качество.
Хотя, возможно, даже это не главное.
Главное - чтобы то, что слушает Ваш ребёнок, нравилось Вам. Ведь он - продолжатель Вашего рода и Ваших семейных ценностей. В любом случае, дети любят не то, что мы им пытаемся "преподать", а то, что любим мы сами – искренне и всей душой.
И вырастут они не такими, какими мы их видим в будущем, а такими, какими они увидят нас в настоящем.
(с)https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-dlya-roditelei/2014/02/16/kak-pravilno-slushat-muzyku
#родителям #умение_слышать
Но сколько людей лишены этого вида восприятия мира.
Наличие музыкального слуха не обязательно предполагает умение слушать и слышать музыку, но я вас уверяю, что отсутствие первого – гораздо меньшая потеря, чем отсутствие второго.
Что же значит - уметь слушать музыку? Кто-то ощущает её как каскад чистых образов и эмоций, кто-то додумывает сюжеты, есть любители серьёзного музыкального анализа, есть интеллектуалы от музыки, сидящие в концертных залах с клавирами и партитурами в руках. По сути способ восприятия не важен. Важно наличие самой способности воспринимать.
Наша задача - воспитание вдумчивого слушателя, открытого для музыкальных впечатлений.
Несколько слов о начальном периоде
После рождения в первые месяцы важно, чтобы музыка вошла в жизнь ребёнка органично, стала частью вашего с ним мира, а не фоном, и не «развивающим упражнением».
Выдающийся психолог Л.С.Выготский вывел закон о "зоне ближайшего развития ребенка". Суть такова: ребенок развивает и осваивает до уровня самостоятельных занятий то, чем он перед этим занимался со взрослым.
Можно заниматься под музыку гимнастикой – это полезно во всех смыслах.
Очень хорошо танцевать под разнохарактерную музыку, держа ребёнка на руках – мы в своё время выделяли это в самостоятельный вид работы и называли «Мамин бал» .
А теперь - несколько ответов на распространённые родительские вопросы.
Стоит ли ставить музыку фоном?
До определённого периода – можно. Но важно не пропустить этап, когда наступает этап пассивного восприятия. И даже в раннем возрасте не стоит включать музыку во время еды - в будущем это помешает слушать музыку осознанно. «Музыка во время обеда – это оскорбление и для повара, и для скрипача» Г. Честертон
Сколько децибелов уже опасны для уха и слуха ребенка?
Для взрослого любой звук громче 90 децибелов при продолжительном прослушивании может привести к нарушению слуха . Для ребёнка этот порог ниже – где-то 60. Сколько это в переводе на обычные понятия? Считайте сами:
Шумы, мучительные для слуховых клеток: 150-120 децибелов (дБ) - музыка на дискотеке, выстрелы огнестрельного оружия, звуки отбойного молотка, при взлете реактивного самолета, стереосистемы в автомобиле.
Чрезвычайно громкие: 110-90 дБ - раскаты басовых барабанов, звук газонокосилки, подземки.
Очень громкие: 80-60 дБ - звонок будильника, звук интенсивного дорожного движения, пылесоса, разговора, посудомоечной машины.
Умеренные: 50-40 дБ - шум обычного дождя, приглушенный звук в тихой комнате.
Слабые: 30 дБ - шепот.
А теперь – о самом важном - как теперь музыку НЕ ФОНОМ? Как теперь привлечь внимание детей?
Нужно задействовать процесс, который обычно именуется «активизацией слухового восприятия». И начинается он, как ни парадоксально, с ТИШИНЫ.
Стоковский как-то сказал: «Художник пишет кистью по холсту, поэт – пером по бумаге, а мы, музыканты, рисуем музыкой по тишине» (за дословную точность цитаты не поручусь, но смысл верен).
А вот слова Генриха Нейгауза я помню наизусть: «Звук должен быть окутан тишиной».
И это – святая правда, основа основ воспитания грамотного слушателя.
Я сразу оговорюсь – это не значит, что нужно непременно сидя - во-первых, большая часть классических произведений когда-то была танцами (полонез, алеманда, куранта, не говоря уже о вальсе), а во-вторых, танец ,как и любое активное движение, игра, театрализация – это естественный для ребенка способ познания музыки , да и жизни в целом. Но прежде чем научиться слушать музыку, я учу детей слушать тишину.
Происходит это следующим образом: я рассказываю о волшебной невидимой стране, которая находится не за 3-9 земель, а прямо здесь . Жителей этой страны нельзя увидеть. Можно только услышать. Правит ими Её Величество Королева Тишина. Пробуем пригласить её в гости – для этого закрываем глазки, взрослый произносит6: «1,2,3,4,5 – время глазки закрывать, ну-ка, ну-ка, ну-ка,на – наступила тишина». И в тот момент, когда дети прислушиваются , кто-то,из взрослых, заранее приготовившись, льёт воду в чашку, или рвёт бумагу. Все огорчены - не получилось. Звуки определяются, "виновник" находится, на вид ему выставляется
«Пригласить тишину» получается раза с третьего. К этому моменту малыши настолько заинтригованы, что тишина получается оглушительная, звенящая. В этой тишине слышны звуки улицы, тиканье часов. Тишина обостряет все звуки.
Позже я начинаю анализировать те из них, которые пришли с тишиной – сначала бытовые, потом – музыкальные, далее – тембры инструментов, за ними - музыкальные фразы и интонации, и , наконец, - ДА.
Потом, гораздо позже, мы начинаем играть в «ассоциации»: если бы этот звук был животным, кем бы он был? А если человеком – старым или молодым, мальчиком или девочкой. Варианты бесконечны.
В результате слушание любой музыки мы начинаем с Тишины. Концентрация внимания – потрясающая. попробуйте. Процесс долгий, но результативный.
Как и когда слушать музыку в раннем, младенческом возрасте??
Можно включать музыку во время бодрствования – тихонько и ненадолго Последнее – необязательно , а вот первое – это очень серьёзное условие.
Какую музыку вы рекомендуете еще слушать в дошкольном и младшем школьном возрасте?
Любую спокойную, неагрессивную, гармоничную. Классику – тоже не всякую . Зачем, к примеру, вашему ребёнку проблемы, выплеснутые Чайковским в 6 симфонии? Хотя музыку, которая считается сложной малыши воспринимают легко – они ещё не знают, что она сложна.
Главное – качество воспроизведения музыки. В последнее время появилось много дисков с «адаптированной» синтезаторной музыкой . Слушать их однозначно вредно!
Очень полезно слушать православную церковную музыку – в числе прочего, ещё и с точки зрения элементарной физиологии. .Когда человек любого возраста слушает пение, его связки непроизвольно напрягаются так, как будто он сам поёт. "Человеческая гортань также воспринимает звуки, как и слух человека" Д.Е. Огороднов.
А главное - в церковном хоре имеются 2 очень важных фактора, влияющих на развитие слуха: 1 – а, капелла, 2- многоголосье.
Нужно ли, слушая музыку, называть произведение, создавать образы? К примеру, нужно ли слушать "Времена года", привязывая музыку к картинкам с изображением времен года или "Карнавал животных", рассказывая о тех животных и о том, что хотел сказать нам музыкой композитор? Или лучше пусть будут свои образы?
Называть произведение нужно всегда - должен же малыш создавать себе какие-то ориентиры.
В остальном же всё зависит от того, программную музыку Вы слушаете, или нет. В случае ярко заявленной программы, как в "Карнавале" - конечно, нужно следовать замыслу композитора.
Если же программы нет - значит, композитор хочет видеть в слушателе равноправного сотворца В этом случае смело дайте ребёнку «самовыразиться». И качество этого самовыражения от возраста не зависит - образный ряд малыша может оказаться лучше вашего.
Какие произведения конкретно рекомендуются для домашнего прослушивания с детьми?
Вот приблизительный список произведений европейской классики, рекомендованной к прослушиванию с первых дней жизни . Он ,конечно ,далеко не полон, но это – проверенные произведения.
1. Бах. Сюита №2. Шутка
2. Бах. Сюита №3 Ария
3. Бах. Фуга Es- moll
4. Бах. Трёхголосная инвенция g-moll
5. Боккерини Менуэт
6. Пахельбель. Канон
7. Скарлатти. Соната
8. Вивальди. Времена года. Осень. Часть 1
9. Гайдн. Концерт для трубы. Финал
10. Гайдн. Адажио
11. Моцарт. Симфония№40 Часть 1
12. Моцарт Симфония№40. Часть 3. Менуэт
13. Моцарт. Маленькая ночная серенада. Часть 1
14. Моцарт. Маленькая ночная серенада. Аллегро
15. Моцарт. Концерт № 21
16. Бетховен. Лунная соната
17. Бетховен. К Элизе
18. Шуберт. Аве, Мария
19. Шуберт. Форель
20. Шуман. Грёзы
21. Паганини. Каприс №24
22. Шопен. Вальс b-moll
23. Шопен. Ноктюрн f-moll
24. Шопен. Прелюдия Es-dur
25. Шопен. Ноктюрн E-dur
26. Лист. Грёзы любви
27. Мендельсон. Весенняя песня
28. Массне. «Таис». Интермеццо
29. Гуно. Аве, Мария
30. Сен-Санс. Лебедь
31. Сен-Санс. Рондо-капричиозо
32. Дворжак. Юмореска
33. Григ. «Пер Гюнт». Утро
34. Брамс. Вальс №15
35. Делиб. «Сильва». Пиццикато
36. Дебюсси. Прелюдия
37. Дебюсси. Сюита
38. Равель. Впечатление
39. Вила Лобос. Прелюдия для гитары
40. Хольст. «Планеты». Нептун.
41. Родриго. Адажио.
Это – только европейцы.
Ещё раз повторяю, список далеко не полон . Предлагаю дополнить его вашими наработками.
Можно ли развивать слух, слушая не классическую ,а джазовую музыку? или какую-нибудь другую?
Джаз – думаю, да. Классика, конечно, обязательна – это отшлифованная и выверенная временем базовая основа музыкального языка. Рок – вряд ли, слишком агрессивно и «децибельно» (простите ,любители).
Много написано о народном творчестве. Люди, чье мнение для важно, говорят, что это потрясающая энергетика и позитив. Неудивительно, ведь фольклор - искусство, "обкатанное" временем в той же степени, что и классика. И вообще, фольклор - это отдельная тема, шикарная и "вкусная". Я, например, будучи сориентированной по всем жанрам и временам, для себя выбрала именно фолк.
И ещё рекомендовала бы обратить внимание на старые детские песенки советского периода - они позитивны, легки, созданы лучшими мастерами жанра с учётом особенностей "целевой аудитории"
Вообще, вне зависимости от жанровой принадлежности, нужно выбирать покой, гармонию, позитив. И качество.
Хотя, возможно, даже это не главное.
Главное - чтобы то, что слушает Ваш ребёнок, нравилось Вам. Ведь он - продолжатель Вашего рода и Ваших семейных ценностей. В любом случае, дети любят не то, что мы им пытаемся "преподать", а то, что любим мы сами – искренне и всей душой.
И вырастут они не такими, какими мы их видим в будущем, а такими, какими они увидят нас в настоящем.
(с)https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-dlya-roditelei/2014/02/16/kak-pravilno-slushat-muzyku
#родителям #умение_слышать
Комментариев нет:
Отправить комментарий