четверг, 30 ноября 2017 г.

"Не слушать, а слышать", или Как понимать музыку?

Музыка. Один из самых загадочных видов искусства, волшебным образом одухотворяющий весь мир. Музыка воодушевляет, снабжает душу крыльями, способствует полёту воображения. Музыка показывает человеку те возможности величия, которые есть в его душе.





Но сколько людей лишены этого вида восприятия мира.
Наличие музыкального слуха не обязательно предполагает умение слушать и слышать музыку, но я вас уверяю, что отсутствие первого – гораздо меньшая потеря, чем отсутствие второго.
Что же значит - уметь слушать музыку? Кто-то ощущает её как каскад чистых образов и эмоций, кто-то додумывает сюжеты, есть любители серьёзного музыкального анализа, есть интеллектуалы от музыки, сидящие в концертных залах с клавирами и партитурами в руках. По сути способ восприятия не важен. Важно наличие самой способности воспринимать.


Наша задача - воспитание вдумчивого слушателя, открытого для музыкальных впечатлений.


Несколько слов о начальном периоде


После рождения в первые месяцы важно, чтобы музыка вошла в жизнь ребёнка органично, стала частью вашего с ним мира, а не фоном, и не «развивающим упражнением».


Выдающийся психолог Л.С.Выготский вывел закон о "зоне ближайшего развития ребенка". Суть такова: ребенок развивает и осваивает до уровня самостоятельных занятий то, чем он перед этим занимался со взрослым.


Можно заниматься под музыку гимнастикой – это полезно во всех смыслах.


Очень хорошо танцевать под разнохарактерную музыку, держа ребёнка на руках – мы в своё время выделяли это в самостоятельный вид работы и называли «Мамин бал» .


А теперь - несколько ответов на распространённые родительские вопросы.


Стоит ли ставить музыку фоном?


До определённого периода – можно. Но важно не пропустить этап, когда наступает этап пассивного восприятия. И даже в раннем возрасте не стоит включать музыку во время еды - в будущем это помешает слушать музыку осознанно. «Музыка во время обеда – это оскорбление и для повара, и для скрипача» Г. Честертон


Сколько децибелов уже опасны для уха и слуха ребенка?


Для взрослого любой звук громче 90 децибелов при продолжительном прослушивании может привести к нарушению слуха . Для ребёнка этот порог ниже – где-то 60. Сколько это в переводе на обычные понятия? Считайте сами:


Шумы, мучительные для слуховых клеток: 150-120 децибелов (дБ) - музыка на дискотеке, выстрелы огнестрельного оружия, звуки отбойного молотка, при взлете реактивного самолета, стереосистемы в автомобиле.


Чрезвычайно громкие: 110-90 дБ - раскаты басовых барабанов, звук газонокосилки, подземки.


Очень громкие: 80-60 дБ - звонок будильника, звук интенсивного дорожного движения, пылесоса, разговора, посудомоечной машины.


Умеренные: 50-40 дБ - шум обычного дождя, приглушенный звук в тихой комнате.


Слабые: 30 дБ - шепот.


А теперь – о самом важном - как теперь музыку НЕ ФОНОМ? Как теперь привлечь внимание детей?


Нужно задействовать процесс, который обычно именуется «активизацией слухового восприятия». И начинается он, как ни парадоксально, с ТИШИНЫ.


Стоковский как-то сказал: «Художник пишет кистью по холсту, поэт – пером по бумаге, а мы, музыканты, рисуем музыкой по тишине» (за дословную точность цитаты не поручусь, но смысл верен).


А вот слова Генриха Нейгауза я помню наизусть: «Звук должен быть окутан тишиной».


И это – святая правда, основа основ воспитания грамотного слушателя.


Я сразу оговорюсь – это не значит, что нужно непременно сидя - во-первых, большая часть классических произведений когда-то была танцами (полонез, алеманда, куранта, не говоря уже о вальсе), а во-вторых, танец ,как и любое активное движение, игра, театрализация – это естественный для ребенка способ познания музыки , да и жизни в целом. Но прежде чем научиться слушать музыку, я учу детей слушать тишину.


Происходит это следующим образом: я рассказываю о волшебной невидимой стране, которая находится не за 3-9 земель, а прямо здесь . Жителей этой страны нельзя увидеть. Можно только услышать. Правит ими Её Величество Королева Тишина. Пробуем пригласить её в гости – для этого закрываем глазки, взрослый произносит6: «1,2,3,4,5 – время глазки закрывать, ну-ка, ну-ка, ну-ка,на – наступила тишина». И в тот момент, когда дети прислушиваются , кто-то,из взрослых, заранее приготовившись, льёт воду в чашку, или рвёт бумагу. Все огорчены - не получилось. Звуки определяются, "виновник" находится, на вид ему выставляется


«Пригласить тишину» получается раза с третьего. К этому моменту малыши настолько заинтригованы, что тишина получается оглушительная, звенящая. В этой тишине слышны звуки улицы, тиканье часов. Тишина обостряет все звуки.


Позже я начинаю анализировать те из них, которые пришли с тишиной – сначала бытовые, потом – музыкальные, далее – тембры инструментов, за ними - музыкальные фразы и интонации, и , наконец, - ДА.


Потом, гораздо позже, мы начинаем играть в «ассоциации»: если бы этот звук был животным, кем бы он был? А если человеком – старым или молодым, мальчиком или девочкой. Варианты бесконечны.


В результате слушание любой музыки мы начинаем с Тишины. Концентрация внимания – потрясающая. попробуйте. Процесс долгий, но результативный.


Как и когда слушать музыку в раннем, младенческом возрасте??


Можно включать музыку во время бодрствования – тихонько и ненадолго Последнее – необязательно , а вот первое – это очень серьёзное условие.


Какую музыку вы рекомендуете еще слушать в дошкольном и младшем школьном возрасте?


Любую спокойную, неагрессивную, гармоничную. Классику – тоже не всякую . Зачем, к примеру, вашему ребёнку проблемы, выплеснутые Чайковским в 6 симфонии? Хотя музыку, которая считается сложной малыши воспринимают легко – они ещё не знают, что она сложна.


Главное – качество воспроизведения музыки. В последнее время появилось много дисков с «адаптированной» синтезаторной музыкой . Слушать их однозначно вредно!


Очень полезно слушать православную церковную музыку – в числе прочего, ещё и с точки зрения элементарной физиологии. .Когда человек любого возраста слушает пение, его связки непроизвольно напрягаются так, как будто он сам поёт. "Человеческая гортань также воспринимает звуки, как и слух человека" Д.Е. Огороднов.


А главное - в церковном хоре имеются 2 очень важных фактора, влияющих на развитие слуха: 1 – а, капелла, 2- многоголосье.


Нужно ли, слушая музыку, называть произведение, создавать образы? К примеру, нужно ли слушать "Времена года", привязывая музыку к картинкам с изображением времен года или "Карнавал животных", рассказывая о тех животных и о том, что хотел сказать нам музыкой композитор? Или лучше пусть будут свои образы?


Называть произведение нужно всегда - должен же малыш создавать себе какие-то ориентиры.


В остальном же всё зависит от того, программную музыку Вы слушаете, или нет. В случае ярко заявленной программы, как в "Карнавале" - конечно, нужно следовать замыслу композитора.


Если же программы нет - значит, композитор хочет видеть в слушателе равноправного сотворца В этом случае смело дайте ребёнку «самовыразиться». И качество этого самовыражения от возраста не зависит - образный ряд малыша может оказаться лучше вашего.


Какие произведения конкретно рекомендуются для домашнего прослушивания с детьми?


Вот приблизительный список произведений европейской классики, рекомендованной к прослушиванию с первых дней жизни . Он ,конечно ,далеко не полон, но это – проверенные произведения.


1. Бах. Сюита №2. Шутка


2. Бах. Сюита №3 Ария


3. Бах. Фуга Es- moll


4. Бах. Трёхголосная инвенция g-moll


5. Боккерини Менуэт


6. Пахельбель. Канон


7. Скарлатти. Соната


8. Вивальди. Времена года. Осень. Часть 1


9. Гайдн. Концерт для трубы. Финал


10. Гайдн. Адажио


11. Моцарт. Симфония№40 Часть 1


12. Моцарт Симфония№40. Часть 3. Менуэт


13. Моцарт. Маленькая ночная серенада. Часть 1


14. Моцарт. Маленькая ночная серенада. Аллегро


15. Моцарт. Концерт № 21


16. Бетховен. Лунная соната


17. Бетховен. К Элизе


18. Шуберт. Аве, Мария


19. Шуберт. Форель


20. Шуман. Грёзы


21. Паганини. Каприс №24


22. Шопен. Вальс b-moll


23. Шопен. Ноктюрн f-moll


24. Шопен. Прелюдия Es-dur


25. Шопен. Ноктюрн E-dur


26. Лист. Грёзы любви


27. Мендельсон. Весенняя песня


28. Массне. «Таис». Интермеццо


29. Гуно. Аве, Мария


30. Сен-Санс. Лебедь


31. Сен-Санс. Рондо-капричиозо


32. Дворжак. Юмореска


33. Григ. «Пер Гюнт». Утро


34. Брамс. Вальс №15


35. Делиб. «Сильва». Пиццикато


36. Дебюсси. Прелюдия


37. Дебюсси. Сюита


38. Равель. Впечатление


39. Вила Лобос. Прелюдия для гитары


40. Хольст. «Планеты». Нептун.


41. Родриго. Адажио.


Это – только европейцы.


Ещё раз повторяю, список далеко не полон . Предлагаю дополнить его вашими наработками.


Можно ли развивать слух, слушая не классическую ,а джазовую музыку? или какую-нибудь другую?


Джаз – думаю, да. Классика, конечно, обязательна – это отшлифованная и выверенная временем базовая основа музыкального языка. Рок – вряд ли, слишком агрессивно и «децибельно» (простите ,любители).


Много написано о народном творчестве. Люди, чье мнение для важно, говорят, что это потрясающая энергетика и позитив. Неудивительно, ведь фольклор - искусство, "обкатанное" временем в той же степени, что и классика. И вообще, фольклор - это отдельная тема, шикарная и "вкусная". Я, например, будучи сориентированной по всем жанрам и временам, для себя выбрала именно фолк.


И ещё рекомендовала бы обратить внимание на старые детские песенки советского периода - они позитивны, легки, созданы лучшими мастерами жанра с учётом особенностей "целевой аудитории"


Вообще, вне зависимости от жанровой принадлежности, нужно выбирать покой, гармонию, позитив. И качество.


Хотя, возможно, даже это не главное.


Главное - чтобы то, что слушает Ваш ребёнок, нравилось Вам. Ведь он - продолжатель Вашего рода и Ваших семейных ценностей. В любом случае, дети любят не то, что мы им пытаемся "преподать", а то, что любим мы сами – искренне и всей душой.


И вырастут они не такими, какими мы их видим в будущем, а такими, какими они увидят нас в настоящем.

(с)https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-dlya-roditelei/2014/02/16/kak-pravilno-slushat-muzyku


#родителям #умение_слышать

Комментариев нет:

Отправить комментарий