Прежде чем приступить к серьёзному разговору о развитии музыкального слуха, давайте, как говорят в научных кругах, «договоримся о терминах» .
Высоколобые теоретики определяют музыкальный слух как специальную способность человека, базирующаяся на общих психических и физиологических свойствах человека, поддающуюся развитию в процессе музыкальной деятельности у людей даже с минимальными музыкальными способностями.
А если проще, музыкальный слух - это способность человека полноценно воспринимать и воспроизводить музыку.
Он подразумевает высокую тонкость восприятия как отдельных музыкальных элементов или качеств музыкальных звуков (высоты, тембра, громкости, длительности), так и функциональных связей между ними в музыкальном произведении.
Структура музыкального слуха включает:
а) основные виды слуха (внешний, внутренний,);
б) компонентные виды слуха (обязательные и необязательные).
Обязательные (для профессионалов) компонентные виды слуха сориентированы на восприятие отдельных структурных компонентов музыкального целого. Среди них - относительный, ритмический, мелодический, интервальный, эмоциональный, , ладовый, тональный, звуковысотный, интонационный, тембровый, динамический, фактурный, полифонический, архитектонический( чувство формы)
Необязательные ( даже для профессионалов) виды - это экстраординарные уникальные проявления музыкального слуха. Среди них - абсолютный и цветной, основанный на возникающих под воздействием музыки цветовых представлениях, имеющих субъективный характер ( синопсия).
Абсолютный слух - это особый вид долговременной памяти на высоту и тембр звука: способность узнавать и определять, используя названия нот (с, d, e и т. д.), высоту отд. звуков мелодии
Абсолютный слух порой рассматривают как предпосылку успешной деятельности в области музыки, однако, согласно имеющимся данным, многие великие композиторы (Вагнер, Скрябин и др.) им не обладали.
По мнению многих, гораздо важнее относительный, или интервальный слух - умение воспринимать, определять, понимать, представлять отношения, функциональные связи между звуками .
Это - более высокая ступень организации слуха. И это необходимо ВСЕМ, не только музыкантам. Кроме того, «для жизни, светлой и радостной», а так же «пользы и удовольствия для» неплохо бы иметь следующие виды музыкального слуха :
мелодический - способность слышать и понимать строение мелодии (звуковысотность, направление движения и ритмическую организацию), а также воспроизводить ее голосом. На более высоком уровне развития - записывать нотами;
гармонический - способность слышать гармонические созвучия - аккордовые сочетания звуков и их последовательности и воспроизводить их голосом в разложенном виде или на музыкальном инструменте (этот вид слуха отвечает также за умение подобрать на слух аккомпанемента к мелодии , петь в многоголосном хоре);
внутренний - умение представить мелодию без воспроизведения голосом, способность «думать» музыкальными фразами;
ритмический - умение чувствовать ровный метр – пульс произведения, длительность каждого звука и звуковых сочетаний. Иными словами - ощущение музыки во времени и в движении.
Каждый из вышеперечисленных видов слуха развивается в процессе обучения музыке. Даже абсолютный .Долгое время считалось, что он не поддается развитию, но сейчас методики известны.
Но, люди добрые, всё это – не главное. Важнейшим компонентом музыкального слуха является общая музыкальность, выражающаяся в эмоциональной отзывчивости на музыку, в яркости и силе специфических музыкальных переживаний. Как показывает практика, без такой эмоциональной предрасположенности человек оказывается неприспособленным как к полноценному восприятию музыки, так и к любым формам музыкальной деятельности.
Как же определить наличие или отсутствие слуха?
Начнём с того, что действительное отсутствие музыкального слуха – явление достаточно редкое. У большинства людей слух присутствует с рождения, однако, степень выраженности его у всех разная. Отсутствие музыкального слуха - такая же редкость, как, например, врожденная слепота
Бывает, что ярко выраженный талант даётся человеку сразу от Бога (или от природы - кто как верит). Чистое, выразительное пение, великолепная музыкальная память, поразительная лёгкость, стремительность овладения музыкальным языком…
Такие люди интонировать начинают раньше, чем говорить – я лично знаю несколько примеров (известны даже случаи, когда человек, будучи успешным профессионалом, не имел профессионального музыкального образования). Если Вы или Ваш ребёнок принадлежите к этой счастливой категории – примите мои поздравления. Правда, у Вас имеются проблемы иного рода, но об этом – не сейчас.
Но как быть в других случаях, когда музыкальные способности выражены менее ярко, либо не выражены совсем?
Часто встречающийся пример: человек слышит, как нужно спеть мелодию, но не может воспроизвести ее голосом.
Проблема в том, что очень часто о музыкальных способностях судят по умению человека петь. Не умеешь петь - значит "медведь на ухо наступил"
Позвольте, но как Вы познакомились с этим медведем? Если Вы слышите, что поете плохо, то уж со слухом-то у Вас точно все в полном порядке! Не в порядке с координацией между слухом и голосом. Но это-то как раз поправимо. Даже в вашем случае.
Что же касается детей, то их способность к координации может быть в латентном состоянии лет до 5-6, а потом «выскочить» сама собой, без всяких усилий с Вашей стороны (другое дело, что «дожидаться милостей от природы» не стоит).
В общем, пение не может быть 100% показателем наличия или отсутствия музыкальных способностей.
Более серьёзные показатели – наличие чувства ритма, ощущение звуковысотности.
Как протестировать ребёнка?
Я обычно тестирую детей при помощи нескольких несложных игр:
Прошу «сыграть в паровозик» - повторить за мной несколько ритмоформул разной сложности
Определить количество взятых одновременно звуков, в созвучии, затем – в последовательности
Сыграть в «угадайку» - педагог нажимает на пианино(синтезаторе) клавишу, находящуюся в небольшом диапазоне, заранее оговоренном с ребёнком (например, от двух чёрненьких до трёх чёрненьких). Ребёнок , отвернувшись, слушает, а затем пытается найти заданный звук «методом научного тыка».
Ещё несколько несложных диагностических игр:
«эхо» - пение за педагогом любых несложных, но разнообразных попевок на 2-х и 3-х звуках. «волосянка» : - так я сразу определяю примарные тона, и заодно объём лёгких
"Волосянка" - аутентичная детская народная игра. Проводится следующим образом: произносится ритмизованый текст "давАйте-кА, ребЯта, волосЯн -ку тянУть" , а далее нужно, набрав побольше воздуха, "тянуть" голосом А-а-а-а-а-а-а" -кто сколько вытянет. Как правило, звук, интонируемый ребёнком в этом случае непроизвольно, находится в диапазоне его примарных тонов.Целесообразно для уточнения провести несколько "раундов", поддаваясь, делая вид, что у Вас воздух закончился раньше, и т. п.Взрослым и детям, умеющим считать, для определения П.Т. можно ещё посчитать до 20-30 спокойным, монотонным голосом Сначала интонация, как правило, "скачет", а потом, устанавливается на пр. тоне (как весы),
Чаще всего этого бывает достаточно. Такие игры - не только неплохая диагностика, но и отличные « развивалочки» для индивидуальной работы .
Дети играют с удовольствием. Взрослые, кстати тоже. Попробуйте - эта диагностика эффективна для любого возраста.
А что же реально указывает на музыкальные способности маленького ребенка?
Желание слушать музыку
Эмоциональная чуткость к разным настроениям, выраженным в музыке.
Образное восприятие мира, неуёмная фантазия.
Страстное желание петь.
Всего лишь? Но этого достаточно, чтобы понять – ЕСТЬ.
Так к чему, собственно мы должны прийти - есть ли какая-то конечная точка развития музыкального слуха?
У профессионалов сформированность музыкального слуха определяется по следующим показателям: в анализе на слух - интервальный, аккордово-функциональный, ладовый; в мелодическом диктанте - звуковысотный, метроритмический, осознание структуры мелодии; в интонировании мелодии -звуковысотный, метроритмический, выразительность исполнения Способность чисто петь самостоятельно в двух- и многоголосии. Сформированность архитектонического слуха -чувства муз. формы. Эта способность осознавать, понимать и оценивать соразмерность временных отношений между разл. компонентами муз. произв., их функциональные значения в целом (квадратность, неквадратность, трёхчастность, экспозиция, развитие, завершение развития и др.) - одна из наиболее сложных форм слуха. Она граничит уже с творческим мышлением, мышлением композитора
Для непрофессионала же конечная точка - это:
- способность чисто петь, не имея гармонической и мелодической помощи, без сопровождения
- способность чисто петь самостоятельно в двух- и многоголосии.
- способность подбирать аккорды на слух.
Об этом сказано здесь
Комментариев нет:
Отправить комментарий