среда, 29 ноября 2017 г.

Функции музыкального произведения


Главная функция музыкального произведения заключена в выяв­лении и удовлетворении эстетической потребности обществен­ного человека, потребности в том, чтобы естественные и создаваемые им самим для себя условия жизни удовлетворяли его не только чисто прагматически (в плане пользы), но и эстетически (в плане красо­ты). Человек может наслаждаться не только эстетически содержа­тельными продуктами своего труда, но и красотой живописной ме­стности, цветка и камня, пением птиц и журчаньем ручья.




Могут быть выделены и более конкретные, частные функции музыкального произведения.
1.  В полном соответствии с главной функцией находится функ­ция эстетико-в ос питательная: музыкальное произведение всег­да несет в себе возможность научить различению красивого и не­красивого, выработать вкус и шкалу оценок. Обращаясь в большой степени к эмоциональной сфере человеческой психики, музыка учит чувствовать и сочувствовать, то есть, активно способствует нрав­ственному воспитанию («прекрасное порождает доброе»), разви­тию собственно человеческих духовных качеств.

2. И в прошлом, и в настоящем музыкальное произведение выс­тупает как атрибут быта. О связи народного музыкального ис­кусства с бытом уже говорилось; но и композиторские произведения в огромном количестве предназначены для звучания в совершенно определенных бытовых ситуациях: песня застольная и колыбель­ная, марш свадебный и траурный и т. п.

3.  Музыкальному произведению не чужда познавательная функция. Будучи специфическим отражением мира, музыкаль­ное произведение становится также средством его постижения. Композитор, осваивая действительность, воплощает ее в специфи­ческих формах музыки; слушатель получает возможность взглянуть на мир с новой, композиторской точки зрения, обогатить свое вос­приятие новыми явлениями и новыми взглядами на уже знакомое.

4.  Музыкальная деятельность, связанная в большинстве случаев с исполнительством, предполагает совершенствование этого последне­го, и здесь выступает педагогическая функция музыкального про­изведения, которое предназначено научить петь, играть, слушать. В музыкальном фольклоре такую функцию выполняют все произ­ведения: исполняя их, певцы и инструменталисты осваивают ис­полнительские умения. В музыке письменной традиции появляются специальные сочинения — вокализы для певцов, этюды для инст­рументалистов, собрания сольфеджио и музыкальных диктантов для развития способностей к музыкальной деятельности.

5. Множество музыкальных произведений наделено развлека­тельной («рекреационной») функцией, они предназначены в ка­честве фона способствовать созданию атмосферы — беззаботной и светлой, настроения — легкого и праздного, отвлечению от забот и серьезных мыслей. Важно, что в подобной ситуации музыка к себе самой не должна привлекать чрезмерного внимания, она должна доставлять удовольствие как бы незаметно.

Функция музыкального произведения выявляется в процессе его бытования, но чаще всего она не очень жестко связана со свойства­ми этого произведения. Большинство произведений способно к раз­ным функциям, то есть, потенциально полифункционально. Так, детская фортепианная пьеса и учит, и воспитывает, и кое-что уз­нать позволяет, а затем, может быть, и для развлечения подойдет. Однако в каждой конкретной ситуации на первый план выступает все-таки одна функция.

Функциональность музыкального произведения, его способ­ность помочь решить разнообразные жизненные задачи, участво­вать в различных жизненных ситуациях выявляет тесную связь музыки с жизнью, ее существенную роль в жизни человека и обще­ства. Определение функции музыкального произведения — отправ­ная точка его научно обоснованного анализа, необходимое начало его разбора.

(с) http://redreferat.ru/Funkcii-muzikal_nogo-proizvedeniya-art742.html

#учителям

Комментариев нет:

Отправить комментарий