Главная функция музыкального произведения заключена в выявлении и удовлетворении эстетической потребности общественного человека, потребности в том, чтобы естественные и создаваемые им самим для себя условия жизни удовлетворяли его не только чисто прагматически (в плане пользы), но и эстетически (в плане красоты). Человек может наслаждаться не только эстетически содержательными продуктами своего труда, но и красотой живописной местности, цветка и камня, пением птиц и журчаньем ручья.
Могут быть выделены и более конкретные, частные функции музыкального произведения.
1. В полном соответствии с главной функцией находится функция эстетико-в ос питательная: музыкальное произведение всегда несет в себе возможность научить различению красивого и некрасивого, выработать вкус и шкалу оценок. Обращаясь в большой степени к эмоциональной сфере человеческой психики, музыка учит чувствовать и сочувствовать, то есть, активно способствует нравственному воспитанию («прекрасное порождает доброе»), развитию собственно человеческих духовных качеств.
2. И в прошлом, и в настоящем музыкальное произведение выступает как атрибут быта. О связи народного музыкального искусства с бытом уже говорилось; но и композиторские произведения в огромном количестве предназначены для звучания в совершенно определенных бытовых ситуациях: песня застольная и колыбельная, марш свадебный и траурный и т. п.
3. Музыкальному произведению не чужда познавательная функция. Будучи специфическим отражением мира, музыкальное произведение становится также средством его постижения. Композитор, осваивая действительность, воплощает ее в специфических формах музыки; слушатель получает возможность взглянуть на мир с новой, композиторской точки зрения, обогатить свое восприятие новыми явлениями и новыми взглядами на уже знакомое.
4. Музыкальная деятельность, связанная в большинстве случаев с исполнительством, предполагает совершенствование этого последнего, и здесь выступает педагогическая функция музыкального произведения, которое предназначено научить петь, играть, слушать. В музыкальном фольклоре такую функцию выполняют все произведения: исполняя их, певцы и инструменталисты осваивают исполнительские умения. В музыке письменной традиции появляются специальные сочинения — вокализы для певцов, этюды для инструменталистов, собрания сольфеджио и музыкальных диктантов для развития способностей к музыкальной деятельности.
5. Множество музыкальных произведений наделено развлекательной («рекреационной») функцией, они предназначены в качестве фона способствовать созданию атмосферы — беззаботной и светлой, настроения — легкого и праздного, отвлечению от забот и серьезных мыслей. Важно, что в подобной ситуации музыка к себе самой не должна привлекать чрезмерного внимания, она должна доставлять удовольствие как бы незаметно.
Функция музыкального произведения выявляется в процессе его бытования, но чаще всего она не очень жестко связана со свойствами этого произведения. Большинство произведений способно к разным функциям, то есть, потенциально полифункционально. Так, детская фортепианная пьеса и учит, и воспитывает, и кое-что узнать позволяет, а затем, может быть, и для развлечения подойдет. Однако в каждой конкретной ситуации на первый план выступает все-таки одна функция.
Функциональность музыкального произведения, его способность помочь решить разнообразные жизненные задачи, участвовать в различных жизненных ситуациях выявляет тесную связь музыки с жизнью, ее существенную роль в жизни человека и общества. Определение функции музыкального произведения — отправная точка его научно обоснованного анализа, необходимое начало его разбора.
(с) http://redreferat.ru/Funkcii-muzikal_nogo-proizvedeniya-art742.html
#учителям
Комментариев нет:
Отправить комментарий